Санаторий "Рассвет" » Герои и время » Евгений Мардер: «Театр помогает вспомнить, что мы люди…»

Евгений Мардер: «Театр помогает вспомнить, что мы люди…» 08.09.2017

В новом сезоне режиссер ТОП-театра Евгений Мардер обещает омичам премьеры хитов мирового репертуара. А еще – запускает грандиозный проект гастролей лучших театров страны. Зрителей ТОПа ждет настоящий звездопад: спектакли-победители и участники Российской театральной премии «Золотая Маска». А режиссеры этих спектаклей дадут мастер-классы актерам ТОП-театра. Пока же продолжается набор в обновленную труппу ТОПа. Подробности – в интервью Евгения «Новой газете-Регион».

— Евгений, какие спектакли «Золотой Маски» увидят омичи?

— Пока секрет. Могу лишь сказать, что первыми приедут театры из Санкт-Петербурга, Москвы и Перми. Участников гастролей мы отбирали из лонг-листа (списка претендентов – авт.) Премии за последние два года. То есть будут как обладатели «Маски», так и номинанты – спектакли, которые премию не получили, но тем не менее с бешеным успехом идут по стране и за рубежом.

— Это замечательное событие для Омска. А что это значит для актеров ТОП-театра?

— Для обновленной труппы ТОП-театра это – выход на качественно новый уровень. Наши гости — режиссеры и педагоги из лучших театров страны дадут мастер-классы ТОПовцам. Будет постоянное общение с мастерами, обмен опытом. Несомненно, это даст мощный толчок развитию самых разных граней таланта наших актеров, позволит ТОП-театру совершенно по-новому заявить о себе не только в Омске, но и в России, на международной сцене.

— А чем заявит о себе обновленная труппа ТОП-театра в первую очередь?

— Мне очень близка классика. Из современных – качественное, как Мартин Макдонах.

— Вау! «Залечь на дно в Брюгге»…

— Да, это его фильм. Еще «Семь психопатов», а первая его короткометражка «Шестизарядник» в прошлом году получила «Оскар». Это живой классик! Если бы Чехов жил сейчас, он бы писал как Макдонах. Мне очень жаль, что Макдонах перестал писать пьесы, сказав, что театр ему неинтересен. Теперь  кино снимает.

— Что из Макдонаха будете ставить?

— «Калеку с острова Инишмаан», это очень известная пьеса. В Омске, кстати, была попытка поставить ее в «Пятом театре», но спектакль почему-то шел очень недолго. Что до меня – я вместе с Сергеем Федоровым участвовал в постановке этой пьесы в московском Театре на Таганке. Это мой самый громкий режиссерский опыт. Спектакль до сих пор идет там с огромным успехом. Еще я ставил «Калеку…» в своем театре-студии в Казани. В прошлом году на городском фестивале «Театральная весна» он признан лучшим экспериментом плюс получил премию за лучшую мужскую роль.

— Что вас так привлекло в этой пьесе?

— Люди, характеры. Макдонах очень тонкий психолог. Часто режиссеры выводят на первый план обстоятельства, и тогда получается чернуха. Надо понимать, что пьесы Макдонаха написаны по классическим канонам – у него, как у Чехова, есть все… Хотя Макдонах очень сложный автор в плане решения, постараться стоит.Обещаю – будет интересно.

— А из «привычной» классики?

— Чехов, Островский, Шекспир. В  этом сезоне на афишах будут Чехов и, может быть, Брехт. Все три премьеры будем готовить одновременно, то есть к новому сезону в ТОП-театре будет полноценный репертуар. «Сырых» спектаклей я принципиально не выпускаю, поэтому сроки работы плотные.

— Прежняя труппа ТОП-театра была молодежной. Что-то изменится?

— Да. Сейчас мы ведем набор в полновозрастную группу, от 20 до 50 лет. Это позволит не ограничивать репертуар, поменять политику театра. Теперь мы сможем ставить самые разные пьесы.

— Каковы критерии отбора актеров?

— Их всего два: талант и профессионализм. Пока из более,  чем 40 претендентов,  отобрано шесть актеров, так что вакансии есть. Каждое резюме я рассматриваю лично, присылать их можно на почту театра: top-teater@mail.ru.

— Евгений, актерам и омским зрителям наверняка интересно узнать о вас…

— Моя жена, актриса Марина Баблошина, работает в Питерском академическом театре драмы, сыну 12 лет. Я и режиссер, и актер. Десять лет назад закончил Казанское театральное училище. Работал в театрах по стране, больше всего в Перми в драматическом театре «У моста»,  там и начинал как режиссер.  Это признанный  театр в стране и за рубежом. С Сергеем Оладинским стояли у истоков молодежного театра «На Булаке» в Казани,  поставил три спектакля. «Сиротливый Запад» по Макдонаху в 2010 году собрал на Всероссийском фестивале молодых режиссеров все премии: лучший актерский ансамбль, лучшая режиссура, лучший спектакль…

Был артистом в известном Новосибирском театре «Старый дом». Вел свои театры-студии. В Омске это «Кислород». Устроил судьбу почти всем своим ребятам: учатся в Екатеринбурге в ЕГТИ…

— Значит, вы хороший педагог. А кто учил вас?

— Мой первый педагог – ученица Гончарова, народная артистка Мариса Копчикова. Ну а Гончаров  — из Первой студии Станиславского. Сейчас получаю третье образование- на режиссуре в ЕГТИ. Первое у меня актерское, потом филфак Казанского университета…

— А на филфак-то вас как занесло?

— Была мечта стать журналистом. Но поскольку  был молод и безответственен, приехал в последний день подачи документов. Узнал, что, оказывается, на журфак нужны работы на творческий конкурс. Мне объяснили: «Вы, конечно, можете подать документы, но, скорее всего, без публикаций не пройдете». Взял и пересел рядом – на филфак… Потом и в театральное попал совершенно случайно. Моего хорошего друга, с которым мы еще с детского садика вместе по жизни, выперли из Казанского авиационного института. Думали, куда его засунуть, ведь шалопай-шалопаем. Ну, говорю, пошли в театральное. А он: один не пойду, давай вместе… Так за компанию и попал. Еще год я одновременно учился и на филфаке, но актерство перетянуло. В театре я уже десять лет…

— А режиссуре у кого учились?

— У Сергея Павловича Федотова – это «У моста».  На тот момент это был лучший театр в стране именно в плане процесса того, что происходит на сцене. Не зря его спектакли с триумфом идут везде, где бы ни гастролировал…А это заслуга Федотова и это методы его работы, в которую я в течение пяти лет был погружен.

— Евгений, как вам Омск? Не показался застойным?

— Когда я приехал сюда пять лет назад, знакомые омичи постоянно на что-то жаловались. Я ответил: «Ребята, я приехал из Москвы – замечательно, что в Омске ничего нет. У вас есть возможность делать все». На их планы «надо валить в Москву» говорил: «Кому вы там нужны?». Если ты ничего из себя не представляешь в Омске, то и в Москве ничего из себя не представляешь.

Если честно – я Москву не люблю. Да, у меня там своя квартира, но… Тесно, быстро, а я суету терпеть не могу, устаю от нее. Заметил, что месяца через три «попадаю в струю»,  начинаю вместе со всеми бежать по эскалатору, куда-то спешить, все время не успевать… Бежишь, как хомяк в колесе и никуда не прибегаешь…Зачем?

— Говорят, что у молодежи клиповое сознание, что театр им не нужен…

— Я в это клиповое сознание не верю — пока есть человечество, будет театр. В театре «Мастерская Фоменко» спектакль «Улисс» по Джойсу идет шесть с половиной часов. И молодые люди все это время – с двумя перерывами на антракты по 10 минут – смотрят его с интересом. Выходят пораженные тем, что видят и слышат…Театр — отражение всего лучшего, что есть в человеке…Ведь иногда мы забываем даже, что мы люди, и театр помогает об этом вспомнить.

Бывает, жена приводит на спектакль мужа, который театр не любит, не принимает, он человек дела. И очень интересно наблюдать, если хороший спектакль, он из закрытого человека превращается в ребенка, который смотрит на сцену и вместе с артистом начинает там жить… Переживать и плохое, и хорошее, чего бы в жизни не испытал…Вот ради этих моментов – чтобы человек понимал, что он живой, что может испытывать моменты очищения, что он стал чуточку лучше, и существует театр.

Вообще режиссер – такая маленькая модель Бога на земле, он на два часа создает этот мир, он его творец…

— Насколько театр связан с происходящим вокруг? Некоторые актеры считают, что это отдельный мир…

— Театр не может быть закрыт – это всегда отражение общества. Он и развивался по законам развития общества. Мне очень нравится конец 1980-х: заканчивалась советская эпоха, театру было что говорить языком художественным. Какие были очереди в «ЛенКом» за билетами на «Юнону и Авось», люди спали перед кассой…Какие там мощные высказывания про любовь, свободу… Тогда был подъем. И сегодня все известные, маститые режиссеры – они из того мощного времени. Петр Фоменко, Камелькович. Высказывания были значимыми. А сейчас такое время – хоть на каждом углу кричи, внимания не обратят, потому что очень много всего вокруг. Время обилия информации, из-за этого ее ценность теряется. И поэтому в театре уже мало просто удивлять. Нужно создавать то, что трогает человека. Это должен быть театр про людей и о людях.

— А ведь многие идут в театр отдохнуть…

— Есть разный театр. Иногда это просто обслуживание – человек приходит и ему показывают.  Он смеется, «отдыхает» и – с ним ничего не происходит. Его не затронули. А я считаю, спектакль должен происходить в зале…

— Как это?

— В первую очередь — в зрителе, когда он происходящее на сцене до-чувствует, до-переживает, дополняет чем-то своим. Это я называю человеческим театром. Мне бы очень хотелось, чтобы ТОП-театр был успешен, и чтобы это был театр для людей.

— Ну, ТОП-театру с вами точно повезло. Успехов!

Беседовала Наталья Яковлева

Теги: