Санаторий "Рассвет" » Летопись » «Обязательно вернемся к вам»

«Обязательно вернемся к вам» 09.10.2017

На базе санатория «Рассвет» действует Центр аутизма, который ведет работу с детьми от года до 18 лет с нарушениями поведения и коммуникативных навыков. 80% рябят находящихся в центре – аутисты.

Современная медицина до сих пор не может прийти к единому мнению по проблеме происхождения и факторов риска заболевания. Не смотря на то, что аутисты вполне социализируемы, чтобы получить элементарные навыки самообслуживания, таким детям требуется времени в десятки раз больше, чем их обычным сверстникам. Основные ресурсы, необходимые в такой ситуации – время и терпение. Не у всех родителей они есть. Помочь могут педагоги Центра аутизма санатория «Рассвет».

В сентябре нынешнего года в Омск из Новосибирска приехала Наталья Пропалова вместе с 4-летним сыном Егором. Диагноз «аутизм» Егору поставили в 2016 году в возрасте 2 лет в новосибирской областной больнице. В медицинских учреждениях ребенку могут предложить только лечение. Об обучении речи не идет.

Наталья Пропалова рассказывает:

— Через Интернет я узнала, что в Омске действуют Центр аутизма, филиал новосибирской «Школы Бороздина». Для нашей семьи это удобно: муж часто ездит в командировки в Омск. Замечательно, что в омском центре действует группа кратковременного пребывания с девяти утра до пяти вечера. В это время проводятся все необходимые занятия. В Новосибирске таких групп нет даже в самом центре Алексея Бороздина.

Интенсивный курс сроком на три-четыре недели предполагает обучение и закрепление элементарных бытовых навыков. Именно этот курс Егор проходил в Центре аутизма санатория «Рассвет».

Упор делается на поведение ребенка. Даже у внешне спокойных детей-аутистов, в той или иной мере, присутствует элемент агрессивности, капризности. Чаще всего, по этой причине таких детей отказываются принимать в детский сад. В Омске ни один детский сад (даже частный) не берет особенных детей. Но общение со сверстниками – важнейшая составляющая социализации ребенка.

Руководитель отделения аутизма Центра реабилитации «Рассвет» Елена Толпекина поясняет:

— В ходе интенсивного курса перед педагогами стоит задача не столько обучить, сколько показать, помочь раскрыть возможности к социализации. Те бытовые действия, которым педагоги нашего центра обучат ребенка, должны постоянно закрепляться дома, чтобы не было отката назад. А регресс наблюдается очень часто. И не потому, что родители как-то неправильно занимаются, а потому, что таково зачастую течение заболевания.

Три недели Егор Пропалов находился в Центре аутизма санатория «Рассвет». У ребенка наладилась устойчивая положительная динамика. Мальчик освоил ранее недоступные ему сидячие занятия. Вот он спокойно сидит и лепит фигурки из пластилина или рисует. Егор стал лучше ориентироваться на местности: теперь он уже сам ведет маму за руку от автобусной остановки до санатория. Стал реагировать на обращенную к нему речь, и даже произносить отдельные слова. Пытается одеваться самостоятельно. Но самое главное изменение, о котором мама Егора говорит со слезами на глазах: сын стал играть с другими детьми.

Пока Егор еще не отзывается на свое имя, воспринимая интонацию, но не конкретные фразы. Преодолеть этот барьер – задача следующего этапа работы педагогов Центра аутизма.

Достижение этого эффекта, — рассказывает Елена Толпекина, —  конечно же, возможно. Но прогнозировать что-либо сложно. Я, по крайней мере, таких прогнозов стараюсь не давать. Мне как педагогу видится, что за этот месяц мы бы могли еще чего-то добиться. Например, провести курс АВА-терапии, которая направлена именно на выравнивание поведения. А для мамы, и особенно папы, который видит сына реже, изменения очень существенны.  «Он у нас каждый день делает что-то новое» — говорят счастливые родители.

Комплексная методика, применяемая в Центре аутизма, позволяет особым детям получить опыт социального взаимодействия со сверстниками, навыки самоидентификации и самообслуживания, научиться  соблюдать режим.

Есть еще одна важная деталь, подчеркивающая уникальность омского Центра аутизма при санатории «Рассвет». В течение всего курса педагоги ежедневно ведут записи по каждому ребенку. Эта своеобразная «хроника пребывания», по сути, и медкарта для лечащего врача, и дневник для педагога-дефектолога, и методическое пособие для родителей. Когда курс обучения в Центре аутизма завершается, папку отдают родителям. А затем она уже передается дефектологу по месту жительства. Делается это для того, чтобы социализация ребенка не прерывалась. Занятия не должны прекращаться по окончанию курса, чтобы через полгода, когда родители снова привезут своего ребенка в «Рассвет», педагоги не начинали все заново, а могли развивать уже достигнутые и закрепленные результаты.

На вопрос «Довольны ли вы результатом?» Наталья Пропалова не задумываясь ответила: «Конечно. Мы обязательно вернемся к вам весной».

Сергей Наумов

Теги: